А.И. Коробеев (Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Российская Федерация) , Д.В. Лобач (Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, г. Владивосток, Российская Федерация), Нгуен Хунг (Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Российская Федерация ; Вьетнамско-Венгерский индустриальный университет, г. Ханой, Вьетнам)
В статье изучаются криминологические характеристики преступности террористического характера в Социалистической Республике Вьетнам (далее — СРВ), представленные через количественные показатели совершаемых преступлений указанной категории. На основании обобщения данных, полученных в результате анализа комплексных показателей (Глобальный индекс терроризма, Глобальная база данных терроризма и Глобальный индекс миролюбия), делается вывод, что на сегодняшний день во Вьетнаме фиксируется низкий уровень политического насилия. Рассматриваются также основные криминогенные условия, создающие релевантные риски роста политического насилия в стране. Отмечается, что во Вьетнаме в определенной мере все еще сохраняется межэтническая напряженность, кроме того, в современных условиях большую озабоченность вызывает деятельность ряда национальных и международных террористических организаций, которые в ближайшее время или же в долгосрочной перспективе могут расшатывать политическую обстановку внутри страны и эскалировать терроризм. Обосновывается вывод о том, что хотя международные террористические организации являются религиозно-политическими субъектами политического насилия, которые в своей деятельности ориентированы на распространение квазиисламских идей в целях создания своего исламского государства, а доля мусульманской диаспоры в структуре населения Вьетнама составляет незначительную часть (около 0,1 %), однако в силу взятых на себя международных обязательств в сфере противодействия терроризму Вьетнам, вероятно, может стать объектом возмездия со стороны этих организаций. Кроме того, не исключена возможность совершения этими организациями на территории СРВ преступлений корыстной направленности в целях обеспечения террористической деятельности в дальнейшем. Резюмируется, что действующее уголовное законодательство СРВ содержит как специальные нормы, предусматривающие ответственность за отдельные проявления терроризма (ст. 113, 299, 300 УК СРВ), так и нормы, которые в срезе международных обязательств также регламентируют ответственность за другие преступления террористического характера (преступления с признаками терроризирования). Сравнительно-правовой анализ антитеррористических новелл, представленных в редакции УК СРВ от 2015 г., позволяет констатировать юридико-технические дефекты отдельных составов преступлений террористического характера. Отмечается, что вьетнамский законодатель выделяет две формы терроризма: «традиционный» терроризм, который преследует политические цели (криминальные акты против народного правительства, совершаемые в целях борьбы с ним), и терроризм, ориентированный на создание атмосферы страха в обществе.
Коробеев Александр Иванович, Лобач Дмитрий Владимирович, Хунг Нгуен КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРОРИЗМА В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ВЬЕТНАМ И МЕРЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЕМУ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ // Всероссийский криминологический журнал. 2020. №3.
Выходные данные